Аннотация
Создать простое приложение для iPhone совсем несложно. В этой статье я расскажу:
- что нужно для программирования под Mac и iPhone;
- как скачать и поставить среду для разработки;
- как написать приложение Hello World.
Статья расчитана на людей, которые никогда не программировали под iPhone.
Что нужно для разработки
Мак с процессором Intel
Итак, чтобы попробовать себя в роли разработчика нужно как минимум иметь компьютер, выпущенный Apple, коротко говоря — Мак. Причем не просто Мак, а с процессором Intel — первые такие компьютеры были выпущены в январе 2006 года. Если вы не знаете, какой процессор у вашего Мака, кликните в яблочко в левом верхнем углу экрана, далее выберите первый пункт: .
В открывшемся окне надо посмотреть, что написано про процессор. Должно быть слово Intel. Если его нет — все плохо и вам нужен новый Мак. Если у вас нет Мака, то в принципе существует возможность поставить Mac OS на обычный PC — Google вам в помощь.
Mac OS X 10.5 или выше
На Маке должен стоять Mac OS X 10.5 Leopard или 10.6 Snow Leopard. Под более старыми версиями операционной системы программировать, увы, не получится. Стоит также отметить, что должны быть поставлены все апдейты системы.
Аккаунт разработчика
Однако, при этом вы сможете тестировать свои приложения только в симуляторе, и не сможете:
- выкладывать их в App Store;
- устанавливать разрабатываемые программы на iPhone, а значит:
- полноценно тестировать акселерометр и трех/четырехпальцевые жесты;
- выяснять, есть ли у приложения проблемы с производительностью;
- проверять прочие особенности приложения, зависящие от железа.
В общем, для серьезной разработки вам все равно придется официально стать разработчиком. Это не так сложно — для регистрации надо заполнить пару анкет и в дальнейшем ежегодно платить компании Apple 99 долларов.
Устанавливаем Xcode и SDK
Для того, чтобы начать разрабатывать айфоно-программы, надо в первую очередь залогиниться на сайте айфоно-разработчиков. Если у вас уже есть Apple ID — прекрасно, вы можете логиниться с ним. Если нет — его не так сложно получить. Для этого не нужно ничего платить — обычная регистрация, как на любом сайте. Кнопки «Register» и «Log in» находятся в верхнем правом углу страницы.
Теперь надо скачать пакет Xcode с iPhone SDK. На это уйдет некоторое время, поскольку вам придется скачать не меньше 2GB. На момент написания статьи для Leopard был доступен пакет iPhone SDK 3.1 with Xcode 3.1.4, а для Snow Leopard — iPhone SDK 3.1 with Xcode 3.2.
Скачивайте, ставьте. При установке лучше галочки ниоткуда не снимать, просто нажимать кнопку Next.
Кто такой Objective-C?
Если язык Objective-C вам незнаком, рекомендую ознакомиться с отличной статьей Шурика Бабаева.
Пишем «Hello World!»
Создаем проект
Итак, подготовка позади, и мы можем приступить к делу! Торжественно запустим Xcode — он находится в папке/Developer/Applications.
Сразу же рекомендую изменить Layout. В принципе, это совершенно не обязательно (дело вкуса), но я делал скриншоты из layout-а «All in One», так что, для понятности, лучше поставить его (если захотите, в любой момент поменяете обратно). Прелесть того layout-а, на который я предлагаю вам перейти в том, что вся нужная вам информация находится в одном окне, поэтому вы точно ничего не потеряете, и поначалу вам будет чуть проще разбираться с многочисленными окошками. Зайдите в , первая вкладка (General), выбирите Layout «All In One» и закройте диалог. Обратите внимание, что layout можно поменять только если все проекты закрыты.
Теперь надо создать проект. Xcode предлагает нам несколько шаблонов, из которых нужно выбрать подходящий. Зайдите в , в левой колонке найдите раздел iPhone OS, в нем выберите пункт Application — мы же создаем приложение.
Справа появится список доступных шаблонов. Самым базовым является шаблон Window-based Application — там изначально созданы только те классы, без которых не может обойтись ни одно приложение. Для простоты мы выберем более подходящий нам шаблон — View-based Application. Нажмите Choose…, введите имя проекта:HelloWorld, сохраните куда-нибудь, где вам удобно, чтобы жил ваш проект.
В результате всех этих манипуляций откроется окно с нашим проектом, в котором находится почти все, что нам нужно. Слева мы видим все файлы. Развернем первый пункт (Hello World), в нем развернем две группы:Classes и Resources. В результате получим примерно такое окно:
Спасибо нашему шаблону, у нас сразу есть два класса: HelloWorldAppDelegate и HelloWorldViewController. Для каждого создан заголовочный файл (.h) и, собственно, тело класса (.m).
HelloWorldAppDelegate — класс, отвечающий за общую инфраструктуру приложения. Трогать его нам не понадобится.
В отличие от делегата, HelloWorldViewController нам очень нужен — именно в него мы будем добавлять поля и методы. Так как мы выбрали шаблон приложения, в котором уже создана одна вьюшка (визуальный компонент, являющийся основной, контейнером для всех стандартных элементов интерфейса), то Xcode создал этот класс.
Давайте запустим наше приложение и посмотрим, что у нас получится. В панели инструментов в Overview выберите iPhone Simulator, Debug. Далее для запуска можно нажать Cmd+Return, или ткнуть в Build and Run в панели инструментов Xcode, или выбрать одноименный пункт в меню Build.
Мы получили пустое окошко. Отлично. Напишем в нем что-нибудь. Самый простой способ это сделать — добавить в окошко UILabel, то есть компонент, который предназначен для показа статического текста. Заодно мы познакомимся с программой Interface Builder.
Знакомимся с Interface Builder
Interface Builder — это визуальный редактор, позволяющий добавлять во вьюшки компоненты, редактировать их свойства и устанавливать между ними связи. Безусловно, вы можете обойтись без Interface Builder-а и делать все вручную, в коде. Иногда это необходимо — например, если количество компонентов динамически меняется, но для простых случаев Interface Builder сильно упрощает жизнь.
Приступим! В файлах проекта найдите папку Resources, а в ней файл HelloWorldViewController.xib. Двойной клик на нем откроет Interface Builder.
Если среднее окно просмотра отсутствует — ткните два раза на View, и оно откроется. Если нет правого окна(Library) — нажмите Cmd+Shift+L или выберите .
Что же мы видим? В левом окне три объекта, но нам интересен только один, View — это та самая серая панелька, которая посередине, и с которой мы будем работать. Ее-то мы и видели на экране айфона, когда запускали приложение. Справа — библиотека компонентов, которые мы можем перетащить в окошко. Найдите там Labelи перетащите примерно в середину серого окна. Дальше ткните в label и двигайте его левую границу влево, пока не появится синяя вертикальная полоса примерно в сантиметре от края серого поля. Отпустите границу. Аналогично двигайте правую границу вправо, пока не появится синяя полоса справа. Теперь кликните два раза на label и напишите Hello World!
Прекрасно, мы создали нужную надпись в label'е, который расположен точно по центру экрана. Но надо, чтобы и текст стоял по центру. Сделать это проще простого.
Нажмите Cmd+Shift+I — это волшебное сочетание клавиш открывает инспектор, в котором можно менять атрибуты выделенного в данный момент объекта. То же самое можно сделать и через меню . Откроется окошко с заголовком Label Attributes. На первой его вкладке выберем Alignment: center. Теперь мы можем быть уверены, что наша надпись будет в точности посередине окна.
В инспекторе 4 вкладки, и чтобы сразу открыть нужную, вместо Cmd+Shift+I можно нажимать Cmd+1, Cmd+2, Cmd+3 или Cmd+4 соответственно. Для переключения между вкладками также можно использовать эти шорткаты.
В результате, окошко должно получиться у вас примерно таким, как на скриншоте ниже.
Сохраните файл нажатием Cmd+S (или ), вернитесь в Xcode и опять запустите приложение(Cmd+Return). На этот цель достигнута — мы видим на экране строку «Hello World!».
Меняем текст сообщения в коде
Остановиться на таком простом приложении было бы просто неприлично (тем более, что мы пока не написали ни строчки кода), так что будем его понемногу усложнять. Для начала научимся менять текст label-а не в Interface Builder-е, а в коде приложения.